За скрипичным ключом. Часть первая
Нажмите для просмотра

За скрипичным ключом. Часть первая

5
(2 голоса)12345

Диафильм, 41 кадр Код для вставки:

639 просмотров Код для liveinternet.ru:

В нашем городе все знают Веселого Музыканта. Он играет на чем хочешь: на гитаре и на мандолине, на баяне и на трубе, на рояле и на дудочке, знает все веселые песни на свете и половину грустных. А еще у него есть своя песенка, которую знает только он.
Играют зайчики в траве,
И суслики резвятся.
Не злись, хороший человек,
Пускай плохие злятся.
Земля от солнышка светла
И от любви горячей.
И только добрые дела
Кончаются удачей.
В одни прекрасный день (это только так говорится, а на самом деле день был ужасно ветреный и ненастный) Веселый Музыкант купил в универмаге шляпу. Он гордо шагал по улице, и ему казалось, что все прохожие смотрят на него и думают: «Интересно и непонятно — где он взял такую чудесную шляпу?»
Вдруг налетел ветер, и Веселый Музыкант увидел, что его новая шляпа летит по воздуху. Он бросился вдогонку.
Два дня гнался он за своей шляпой. Редкие прохожие шарахались, собаки лаяли, а петухи кукарекали, потому что это была уже окраина города и даже дальше.
Темнело, когда он споткнулся о какую-то корягу и с размаху шлепнулся и траву. «Лучше бы я купил кепку или берет. Все понятно! Дело в шляпе: она волшебная. Безобразие, торгуют волшебными шляпами».
Музыкант расстроился, потому что два дня ничего не ел и очень устал. И он лег, даже не посмотрев вокруг.
А посмотреть, между прочим, стоило. Впопыхах Веселый Музыкант перескочил через неприметный ручеек — Скрипичный Ключ. А ведь именно за Скрипичным Ключом находилась сказочная страна Бум-Бум.
Веселый Музыкант проснулся оттого, что на него кто-то смотрел. — Здравствуйте, — сказал кто-то голосом девочки. — С добрым утром. Это, наверное, ваша шляпа?
Музыкант нахлобучил шляпу.
— Где я нахожусь?
— В стране Бум-Бум.
— Бум-Бум? Что это еще за страна?
— Страна Бум-Бум расположена за ручьем под названием Скрипичный Ключ, за скрипучими мостиками и скрипучими лиственницами, граничит со страной Турурум и страной Турурурум, — грустно сказала девочка.
— Гм… А как тебя зовут?
— Дуоль.
— Какое музыкальное имя. Скажи, Дуоль, как бы это… чего-нибудь
поесть?
— Что же вы сразу не сказали? — Девочка достала деревянную дудочку и заиграла какой-то унылый напев. — Ну что, наелись?
— Гадкая девчонка! — закричал Музыкант. — Издеваться над голодным
человеком!
Но тут Дуоль расплакалась так горько, что Веселый Музыкант смягчился.
— Разве вы не знаете? Нас кормит музыка. На первое мы любим что-нибудь напевное, на второе — ах, какие чудесные вальсы, мазурки, полечки бывали раньше на второе! — а на третье — песенка, да позвонче, повеселей. Раньше мы жили весело и всегда были сыты.
— А потом откуда ни возьмись — появился Дубль Бемоль и говорит: «Эй вы, я ваш король, и вы должны меня слушаться». И он запретил веселые песни и заставил играть и слушать только самую заунывную музыку. На первое, на второе и на третье. А у нас от нее уши вянут… — и девочка всхлипнула от горя.
Какой король? Разве короли водятся?
— Водятся. В сказках… — вздохнула девочка.
— Послушай, а он не врет, что он король?
— А что значит «врет»?
Веселый Музыкант удивился, что Дуоль не слышала слова «врет», но не стал расспрашивать.
— Так ты голодна, бедняжка? А ну-ка, давай свою дудочку!
Костер трещал и сыпал разноцветными искрами, а Веселый Музыкант играл одну за другой свои самые знаменитые песенки.
— Спасибо! Никогда я так вкусно не обедала.
Вдруг раздался собачий лай, и десять свирепых солдат вынырнули из-за кустов. У каждого на поводке была не менее злая собака.
— Это вы играли веселые песенки? — Ну, я.
— Шагом марш в тюрьму!
Собаки лаяли. Солдаты корчили злодейские рожи. Пришлось идти.
Королевский двор — совсем не то, что все другие дворы. Во-первых, он больше. Во-вторых, на нем стоят королевский дворец и королевская тюрьма. И, в-третьих, на королевском дворе главный не дворник, а сам
король.
Королевский дворец в стране Бум-Бум был не совсем обычным. Взять хотя бы Главную Лестницу. Ее ступеньки были вроде клавиш, и, если кто-нибудь шагал по ним, над дворцом звучали разные звуки. Ходить по ней было неудобно: как будто проваливаешься на каждом шагу. Зато король слышал, что к нему кто-то идет.
Король беседовал с министром.
— Какие вести из-за границы?
— Жители страны Турурум, Ваше Величество, несмотря на все предупреждения, продолжают кормиться не музыкой, а всякими — простите — рисунками. Они всю свою страну превратили в цветник.
— Чудесно, — сказал король. — Будет война.
Главная Лестница заиграла высоко и тревожно. Двери распахнулись настежь, и в королевские покои влетел Придворный Композитор, растрепанный и потный.
— Там… Там… — он задыхался от ужаса. — Там веселятся. Там поют…
частушки!
— Измена! — закричал король.
Между тем Веселого Музыканта втолкнули в крохотную каморку,
захлопнули дверь и ушли.
В камере было сыро, холодно и темно.
— Бр-р-р! — сказал Веселый Музыкант.
— Бр-р-р-р! — откликнулся кто-то за дверью.— Кто там?
— Это я. Королевский Шпион.
— Что вы здесь делаете?
— Странный вопрос. Шпионю за вами. Вы будете что-нибудь делать, а я буду об этом доносить. Только мне плохо видно. Собачья служба.
— Конечно, собачья. Разве хорошо шпионить, ябедничать и фискалить?
— Король говорит, что каждый должен за кем-нибудь следить. А ему, великому Дубль Бемолю, труднее всех, потому что он сам за собой шпионит и сам на себя доносит. И он говорит, что это прекрасно.
— Он врет, — сказал Веселый Музыкант.
— Что такое «врет»? Никогда не слышал такого странного слова. Надо запомнить и донести.
Веселый Музыкант понял, что народ ничего не знает о лжи, а король этим вовсю пользуется.
— Что это за тюрьма и как отсюда выбраться?
— Я не должен вам этого говорить. Но я так долго молчал… Вы находитесь на самом дне десятиэтажного подземелья. Выбраться наверх можно только с помощью Волшебного круга. Никто, кроме короля и Начальника Тюрьмы, не знает, как заставить его работать. А еще есть потайной подземный ход во дворец.
— Положеньице! А кроме меня тут есть кто-нибудь?
— Рядом с вами сидит ужасный преступник — Кларнет. Во-первых, он самый веселый человек в стране. Во-вторых, он посмел влюбиться в певицу Флейту, невесту короля, и научил ее своим песням. И, в-третьих, говорят, он узнал Государственную Тайну.
…Перед королем стояли заплаканная Дуоль и два коротышки.
— Как вас зовут? — спросил Дубль Бемоль.
— Это — Барабанчик, это — Барабан, а меня зовут Дуоль, — звонко сказала девочка.
Король зажал уши. Он терпеть не мог такие вот голоса.
— Как вы посмели распевать свои мерзкие песни? — закричал Министр.
— Мы накормили полгорода.
— От-вра-тительные песни,— процедил сквозь зубы король.
— Слышали, что сказали Его Величество?
— А он… а они… не врут? — простодушно спросила Дуоль.
— Что?!! — заорал король. — Откуда ты знаешь это слово?
— Так говорил чужестранец. Он научил меня песенкам, которые пели мы с друзьями…
— С друзьями!.. Я запретил дружбу! Когда человек один, с ним легче
справиться!
— Мы думали… — начал Барабан.
— Я запрещаю моим подданным думать. А вдруг кто-нибудь додумается… Караул! В тюрьму! А завтра казнить всех троих!
— Вы этого не сделаете! — Удивительно красивая девушка стояла у входа. Это была певица Флейта, невеста короля.
— Пусть кто-нибудь посмеет к ним прикоснуться. Я всем расскажу вашу противную тайну!
Король моргал глазами. Министр схватился за сердце. Начальник Караула сделал на караул. А друзья гордо протопали вслед за Флейтой.
Три дня и три ночи сидел Веселый Музыкант в подземелье. Он привык к темноте настолько, что уже мог разглядеть нос Шпиона в замочной скважине. Целыми часами перестукивался он с Кларнетом и узнал, что это знаменитый точильщик. С утра он ходит по дворам, точит топоры, лопаты, ножи, ножницы и распевает песни.
Стража схватила Кларнета, когда он выходил из покоев певицы Флейты.
Говорят, что там он просто точил лясы… А сейчас юноша очень тосковал,
потому что полюбил Флейту. К тому же он должен был сообщить своим друзьям Государственную Тайну.
Утром к Веселому Музыканту пришел Шпион.
— …Я подумал, не хотите ли вы поесть. И выпросил у собачьего повара лепешку, немного печенки, баранью косточку…
— Давайте все сюда, и спасибо, простите — не ожидал…
Шпион рассказал чужестранцу, что король собрался воевать с турурумцами и приказал Кларнету точить ножи. Юноша отказался выполнить приказ. Его снова бросили в тюрьму.
Как же передать друзьям Государственную Тайну?
У Кларнета родился план. Когда открыли дверь его камеры, он схитрил: заявил, что это камера чужестранца, и потребовал отвести в ту, из которой его увели. И Кларнета втолкнули в камеру Веселого Музыканта.
— Не хочешь точить кожи — торчи здесь!
Друзья расхохотались и стали хлопать друг друга по плечам.
— Вы знаете Государственную Тайну? — спросил Кларнет.
— Знаю.
— Надо рассказать всем.
Они пожали друг другу руки и замолчали: в замочной скважине появился
любопытный нос Шпиона.
Король сидел на троне, скучный и мрачный. Министр был очень скучный и мрачный. Начальник Караула — очень-очень скучный и мрачный.
Вдруг в зал вошли Барабанчик, Барабан и Дуоль. А за ними — грустная певица Флейта.
— Они мне надоели, — сказала она, лукаво посмотрев на Дуоль.
И друзей отправили в тюрьму.
Волшебный круг опустился в подземелье и со скрипом остановился. Что тут началось! Два Барабана молотили направо и налево кулаками, солдаты размахивали ножами и таращили глаза. Друзья бросились бежать.
Вдруг Барабан остановился и начал падать.
— Что с тобой? Ты ужасно похудел! — вскрикнула Дуоль.
— Пустяки.
— Хорошенькие пустяки! Из тебя вышел весь воздух… Восемь ран! И ты молчал!
Дуоль стала сердито заклеивать пластырем следы солдатских ножей.
— Здравствуйте! — вдруг сказал кто-то.
— Здравствуйте… А кто вы?
— Я — Королевский Шпион. Я слежу за чужестранцем по имени Веселый
Музыкант.
— Он-то нам и нужен. Веди нас к нему!
— Он находится за этой дверью, на которую навалился уважаемый Барабан, которого заклеивает эта уважаемая девочка!
Из камеры выбежали Веселый Музыкант и Кларнет и начали обниматься со своими освободителями.
— Бежим к потайному ходу! — крикнул Барабан.
— Надо подсмотреть и донести, — привычно подумал Шпион и засеменил
следом.
Друзья примчались к подземному озеру, сели в моторную лодку и поплыли по светящейся воде. Он поспешил за ними — вплавь.

Жанр: Детские.

© Украинская студия хроникально-документальных фильмов, 1976.

Добровенский Р..
Художник: Псарев Валерий.
Автор сценария: Стаховская А..
Редактор: Прудникова Т..